Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств № 16"

города Омска

Сведения об образовательной организации

Информация для родителей

ЧТО ДАЁТ РЕБЁНКУ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Об этом можно говорить очень много. Это и эстетическое воспитание и духовное развитие. Музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее. И ещё многое, многое. А теперь поговорим о том, чем же мы с вами можем помочь детям глубже понять и полюбить музыкальные занятия. Школа ни в коем случае не снимает с себя никакой ответственности, но…- всё начинается с родителей! «Хорошие родители важнее хороших педагогов» – Генриг Густович Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, создатель одной из крупнейших советских пианистических школ, профессор Московской консерватории. Самые лучшие педагоги бессильны, если родители абсолютно равнодушны к музыке. Это строгий закон и почти не знающий исключений. Именно родители должны заразить ребёнка любовью к музыке.

Педагог рассказывает: « Мой ученик 12- летний Коля неожиданно охладел к урокам. Стал прогуливать. Вызываю маму и узнаю следующую историю:

«Папа был в командировке. Коля писал отцу восторженные письма о занятиях, мечтал показать чему научился. В день приезда Коля с утра повторял пьесы. Но после же первых тактов отец уткнулся в газету, а потом сказал: «Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн записался или в футбол поиграл с ребятами, и полезней, и времени мало отнимает». Это пример равнодушия родителя, которое передаётся его ребёнку.

Если ребёнок занимается музыкой, то рано или поздно родители услышат от него что – ни будь вроде: «Надоела мне эта музыка!» Старая песня! Она знакома всем родителям, у которых дети усваивают музыкальный инструмент. Взглянуть на эту проблему – задача не из простых. Некоторые родители, сожалея о том, что в своё время бросили заниматься музыкой, решают «взять реванш»: «Дети будут играть, во что бы то ни стало!» Ребёнок ещё не родился , а для него уже выбрали инструмент. И вот потянулись томительные часы упражнений. Слёзы и протесты не принимаются во внимание, сопротивление бесполезно. Установка родителей ясна: «Мы платим – так учись!» В таких условиях ребёнку трудно добиться успеха и вся эта затея вряд ли оправдает себя. В самом деле, испорченные отношения между родителями и детьми – слишком дорогая цена за нелюбимые уроки музыки.

В ДШИ учиться трудно. Все вы, родители, должны представлять, что серьёзная учёба игре на сложных музыкальных инструментах требует от ребёнка значительной затраты нервной и физической энергии. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это обучение рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много времени. Родители, считающие, что музыке можно учить только избранных, забирают детей из муз. школы при первом же столкновением с трудностями – будь то плохие оценки или нежелание, лень проявляемые ребёнком при выполнении домашнего задания или на занятиях в муз. школе. Только в нашей школе у них 5 обязательных предметов. А дома надо играть, учить заданное. Баланс времени школьника очень жёсткий, и хорошо, если он легко справляется с домашним заданием в общеобразовательной школе. Если же ему приходиться сидеть за уроками по долгу, то вряд ли можно рассчитывать на хорошие успехи в муз. школе: ведь времени – то взять неоткуда.

Есть, однако, и более глубокая причина трудностей муз. обучения, чем просто недостаток времени. Эту вторую причину должны особенно хорошо представлять те, чьи дети не отличаются большими музыкальными способностями. В программе обучения игре на инструменте ориентир идёт на средний уровень музыкальных способностей детей. Поэтому детям, у которых отсутствуют явные музыкальные задатки, приходится затрачивать немало усилий для того, чтобы справляться с программными требованиями и родители должны ему всячески помогать. А эта помощь стоит едва ли не на первом месте.

Пожелав приобщать своих детей к музыке, вы должны прежде всего внимательно рассмотреть именно с этой точки зрения свой образ жизни, свой быт, свои привычки и вкусы и поразмышлять, в какой мере они могут способствовать музыкальному развитию ребёнка.

Можно ли говорить о муз. воспитании если в семье грубость, ругань, пьянство. В этом случае родители мало задумываются об ответственности перед ребёнком, а тем более об ответственности за воспитание его эстетических потребностей. Если мы считаем необходимым тратить время и силы на обучение ребёнка, значит надо согласиться и с необходимостью дополнять это обучение личным участием в создании музыкальной обстановки в доме.

Могут ли родители оказывать непосредственную помощь ребёнку, обучающемуся музыке, подобно тому, как это делается во время приготовления домашнего задания по математике или русскому языку? Считать и писать умеем мы все, и проверить тетради младшеклассника, помочь справиться с трудным примером, объяснить правило обычно больших трудов не представляет. С музыкой дело обстоит иначе. Тут вмешательство в процесс учёбы может происходить только по совету или просьбе педагога, особенно если родители сами не владеют инструментом, не знают нотной грамоты. Любовь к музыке вовсе не даёт родителям права поучать ребёнка в том, что выходит за пределы его дисциплины, его отношения к занятиям и касается уже самой игры. Есть мамы, папы, бабушки, считающие своим долгом вмешиваться в самостоятельные занятия ребёнка, то и дело, вставляя замечания: «Ты без конца ошибаешься! Играй внимательней! Что-то у тебя сегодня невыразительно получается», спрашивают: «А вот можешь то или иное сыграть?» и т.д. Результат от этого разве только тот, что ребёнок приходит в раздражение и от музыке и от вас…

Мы часто испытываем гордость за своих детей, замечая, что в чём-то они пошли дальше нас. Нам бывает трудно угнаться за всем тем, что стало доступным нашим детям. Но музыка доступна всем в любом возрасте. Приобщаясь к ней вместе с ребёнком, вы окажите неоценимую услугу и ему и себе. Зато у нас в жизни получается: • когда преподаватель муз. школы беседует с вами об успеваемости вашего ребёнка, вы вздыхаете и говорите : «Я то ей ничем не помогу. Я в музыке не разбираюсь…». Кстати, эту фразу произносят многие, не отдавая себе отчёта в том, каков конкретный смысл сказанного. Что значит - «не разбираюсь»? Нередко оказывается, однако, что тот, кто «не разбирается», на самом деле с удовольствием слушает музыкальные программы, на концертах искренне, с жаром аплодируют участникам самодеятельности. Разбираются, кто хорошо исполнил песню, кто плохо. А взгляните, с каким вдохновением поёте вы у себя дома в окружении сидящих за столом родственников, в кругу друзей. Ведь тому, что несёт с собой музыка, такие люди далеко не чужды; но они же и употребляют это не столько скромное, сколько боязливое выражение – « Я в музыке не разбираюсь» - употребляют сплошь и рядом. А ведь вовсе не трудно на час, а то и меньше оставить все заботы по семье и вместе с ребёнком послушать его игру, полюбоваться мелодией, сказать что она вам очень понравилась, запомнилась, записать на магнитофон, послушать и сказать, что если бы здесь не было остановки, было бы как у настоящего артиста и что вы бы тоже хотели так научиться играть. Ведь сидим же мы часами всей семьёй у телевизора. А у нас получается, что мы с ясно выраженными музыкальными способностями вдруг останавливаемся и произносим: «Не разбираюсь». То есть, как бы говорит он, я, может, и послушаю, и спою, и на баяне сыграю, а чтобы там рассуждать «умно» о музыке, говорит: «Увольте». Эти «умные» разговоры про стихи, про живопись, про музыку – кому они нужны, зачем они? Себя показать? Нет уж, это не для меня, «не разбираюсь» - и баста! Между тем все мы с «аппетитом» часами разговариваем после крупного футбольного или хоккейного матча и не прочь показать, что разбираемся в этом не хуже других…. Парадокс!

Ещё немного о нагрузке. У ребёнка, начавшего посещать музыкальную школу, проблема нагрузки стоит значительно острее, чем у остальных его сверстников. Родители должны сделать объективные выводы: в состоянии ли он с этой нагрузкой справляться. Ни в коем случае нельзя перегружать малыша, и если усталость от совмещения двух школ заметно сказывается на его самочувствии, надо трезво оценить эту ситуацию.

Часто можно видеть с каким интересом занимаются ребята в первые годы, как горят у них глазки от каждой выученной наизусть пьески. А к третьему классу их интерес постепенно угасает. Не торопитесь в этом винить школу. Всё дело в переходном возрасте. На музыкальном восприятии этот период сказывается очень заметно.

Бывает, что в 13-15 лет дети вдруг категорически отказываются от занятий музыкой, и тут ничто, и никто помочь не может. Бывает, причём довольно часто, и противоположное, когда любовь к музыке внезапно пробуждается, когда занимавшегося прежде из-под палки становится невозможно оторвать от инструмента.

В этот период жизни ребёнка не увлекает классическая музыка. У них очень много разнообразных интересов. И вряд ли имеет смысл всеми силами противиться появлению в доме того, чего бы вы не хотели видеть или слышать. Сто процентное отрицание современной музыки со стороны родителей, безо всякого желания разобраться в её качествах, приводит к замыканию ребёнка в себе. Он больше никогда не подойдёт к инструменту, если его часто упрекать: «Лучше бы на аккордеоне сыграл, чем магнитофон слушать».

Постигайте всякую музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки приобщить к ней ребёнка.

Несколько советов:

  1. Когда ребёнок обращён к музыке, ему вовсе не нужны отрицательные эмоции. Поэтому, если он, например, поёт или играет «фальшиво» или невыразительно, полезно иногда делать вид, что вы не замечаете этого, а при удачном исполнении очень важно похвалить ребёнка. В любом случае ваши замечания должны быть тактичны и осторожны.
  2. Нежелательно напоминать сыну или дочке как дорого стоит инструмент и сколько папа работал, чтобы его купить. Такие разговоры порождают только чувство вины и горечи, интереса к музыке они не пробуждают.
  3. Не заставляйте ребёнка «выступать» с демонстрацией игры на инструменте или петь перед людьми, которые ему не нравятся, в неподходящей обстановке или когда его не слушают. И напротив, старайтесь не отказывать ребёнку, когда он хочет выступить по собственной инициативе.

«Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии…» Д. Кабалевский.